Ф

Фут - Foot
Фут - английская мера длины 1 фут=12 дюймам
1 фут=0,3048 м
ФОБ (свободно на борту) - FOB (free on board)
ФОБ - свободно на борту.
При продажах на условиях ФОБ продавец указывает цену товара, включающую стоимость товара, транспортные и другие расходы до момента доставки груза на борт судна.
Обязанности продавца:
1. доставить груз на борт судна в порту погрузки;
2. получить экспортную лицензию;
3. выслать в адрес покупателя необходимые отгрузочные документы (спецификацию на погруженный товар, инвойс и коносамент);
4. оплатить мертвый фрахт, в случае таковой будет заявлен, или выдать гарантийное письмо, что он будет оплачен при последующих расчетах. Риск случайной гибели или порчи товара до момента пересечения грузом поручней судна лежит на продавце.
Обязанности покупателя:
1. зафрахтовать за свой счет необходимый тоннаж или обеспечить место на судне и информировать продавца о дате прибытия судна под погрузку товара;
2. сообщить продавцу необходимые погрузинструкции;
3. застраховать груз;
4. оплатить товар по получении отгрузочных документов в срок, предусмотренный контрактом.
Риск случайной гибели или порчи товара с момента пересечения поручней судна лежит на покупателе.
Размещение груза на борту судна производится за счет покупателя. В случае прибытия судна под погрузку позже срока, указанного в контракте, все расходы, связанные с хранением товара, вследствие опоздания судна, относятся также за счет покупателя. В последнее время в практике продаж на условиях ФОБ все больше имеют место случаи, когда крупные лесоэкспортеры, имеющие свои механизированные причалы, а иногда и порты, в целях удобства планирования отгрузок, сами (от имени и по поручению покупателей) производят фрахтование тоннажа.
ФИО (свободно от расходов по погрузке и выгрузке) - FIO (free in and out)
ФИО - свободно от расходов по погрузке и выгрузке - означает, что фрахтователь принимает на себя все расходы по погрузочным и выгрузочным операциям. Однако это условие не включает расходы по оплате внутритрюмных стивидорных работ по укладке и размещению груза, которые в зависимости от условий чартера (см.) могут относиться и за счет судна. Иногда судовладельцы во избежание недоразумений в отношении внутритрюмных расходов включают в чартер условие:
"Груз должен быть погружен, уложен и выгружен фрахтователями свободно от расходов для судна".
ФАС (свободно вдоль борта [судна]) - FAS (free alongside)
ФАС (свободно вдоль борта судна).
При продажах на условиях ФАС продавец указывает цену товара, включающую стоимость доставки товара к борту судна с таким расчетом, чтобы перевозчик мог погрузить товар на борт судна своими средствами. Продавец обязан:
1. доставить груз к борту судна или на указанное покупателем место в порту в определенный период времени;
2. нести риск за порчу или гибель товара (или за то и другое вместе) до тех пор, пока товар не помещен вдоль борта судна или на указанное покупателем место в порту;
3. выслать в адрес покупателя отгрузочные документы на товар, доставленный к борту судна: спецификацию на товар, подлежащий отгрузке, инвойс и коносамент;
4. оказать помощь покупателю в получении экспортной лицензии.
На обязанности покупателя лежит:
1. зафрахтовать тоннаж под погрузку товара;
2. сообщить продавцу дату подачи судна под погрузку;
3. сообщить продавцу необходимые погрузинструкции;
4. застраховать товар, размещенный вдоль борта судна;
5. погрузить товар на борт судна в сроки, указанные в контракте;
6. оплатить все расходы, связанные с погрузкой товара и размещением его на судне;
7. оплатить товар по получении отгрузочных документов. Право собственности на товар переходит к покупателю с момента размещения продавцом товара вдоль борта судна. С этого момента на покупателе лежит риск случайной гибели или порчи товара. В последнее время, в связи с все большим внедрением средств комплексной механизации в портах погрузки и увеличением как пакетных, так и контейнерных перевозок, покупателю становится все труднее обеспечивать погрузку товара судовыми средствами. Кроме того, покупатели неохотно идут на принятие риска случайной гибели или порчи товара, еще не погруженного на борт судна.
Учитывая эти обстоятельства, продажи на условиях ФАС постепенно теряют свое значение и уступают место продажам на условиях ФОБ (см.).
Фри-аут (свободно от расходов по выгрузке) - Free out; Free discharge
Фри-аут - свободно от расходов по выгрузке. Это условие чартера означает, что фрахтователь (продавец) оплачивает все расходы, связанные с погрузкой товара. Расходы по разгрузочным операциям оплачиваются получателем груза (покупателем).
Расходы по размещению товара в трюме относятся за счет судна. Контракт, заключенный на условиях СИФ - фри аут означает, что все прочие условия аналогичны обычному контракту СИФ, за исключением расходов по выгрузке, которые относятся за счет покупателя.
Форс-мажор - Act of god; Force majeure
Непреодолимая сила (см. форс-мажор).
Фрахт на определенный период - Booking period
Фиксирование твердой фрахтовой ставки при заключении договора перевозки на линейных условиях на определенный период. В этом случае повышение фрахтовых ставок в период действия договора не отражается на ставках, согласованных между сторонами. На случай же падения фрахтовых ставок в период действия договора в линейный чартер вносится условие, что в этом случае перевозка будет осуществляться по измененным ставкам соответственно.
Фрахт оплачен - Freight prepaid
Фрахт оплачен - означает, что фрахт оплачен в порту погрузки; это обязательно отмечается в коносаменте. При продажах на условиях СИФ при имеющейся отметке в коносаменте о том, что фрахт оплачен, покупатель автоматически, в свою очередь, оплачивает продавцу сумму оплаченного фрахта.
Форма контракта - Contract form
Форма контракта.
Контракты на продажу лесоматериалов заключаются на основе стандартной (типовой) отпечатанной типографским способом формы контракта со стандартными условиями и формулировками.
Все условия стандартной формы контракта заранее согласованы между экспортерами и импортерами.
В настоящее время существует много различных типовых форм контрактов, однако мы познакомимся с несколькими основными из них:
а) Uniform (1964 г) - шведско-финская форма ФОБ на лесоматериалы
б) Albion (1964 г.) - шведско-финская форма СИФ на лесоматериалы
в) Trancil (1971 г.) - шведская форма СИФ (СИФ-подвижной состав импортера в порту выгрузки) на лесоматериалы
г) Ecancil (1958 г.) - восточноканадская форма СИФ на лесоматериалы
д) Pacif (1958 г.) - западноканадская форма СИФ на лесоматериалы
е) Russion (1952 г.) - советская форма СИФ на пиломатериалы
ж) Plycif (1957 г.) - шведско-финская форма СИФ на фанеру
Типовая форма контракта значительно облегчает переговоры о купле-продаже между сторонами, т. к. при наличии такой формы нет необходимости каждый раз согласовывать основные контрактные условия. По окончании переговоров к контрактной фирме прикладывается спецификация товара с указанием количества, цены и прочих дополнительно согласованных условий.
В стандартной форме контракта на пиломатериалы, например, указываются основные условия, такие как:
- название покупателя
- название продавца
- название агента, через которого заключена сделка
- порт и время отгрузки
- порт назначения
- процент допустимых к отгрузке стоважных дилен (при отгрузке пиломатериалов россыпью)
- состояние и браковка товара
- опцион продавца по отгружаемому количеству
- марджин по количеству товара, допускаемый при фрахтовании тоннажа
- порядок фрахтования тоннажа
- морское страхование груза
- форс-мажорные обстоятельства
- платеж
- порядок предъявления и урегулирования претензий по отгруженному товару
- право перехода собственности на товар
- порядок рассмотрения споров в арбитраже, если таковые возникнут
- место подписания контракта.
Фрахт промежуточный - Distance freight
Промежуточный фрахт, уплачиваемый судовладельцами в случаях, когда судно вынуждено выгрузить груз в другом порту, кроме поименованного в чартере. Заход в другой порт может быть вызван, например, риском судна, что оно может замерзнуть во льдах и остаться на зиму, если оно зайдет для разгрузки в порт, поименованный в чартере.
Франко - Franco
Франко (свободно от расходов) - условие продажи, по которому продавец обязуется доставить товар в определенное договором место за свой счет и риск, означающее, что все расходы по доставке товара в место назначения и страхованию включены в цену товара. Покупатель обязан принять товар немедленно по его прибытии в место назначения и нести все дальнейшие расходы по его выгрузке, транспортировке, хранению и т. д. и все связанные с этим риски.
Виды франко: франко-склад продавца; франко-вагон; франко-станция назначения и т. д.
Фанера клееная - Plywood
Клееная фанера - относится к листовым лесоматериалам. Изготовляется путем склейки листов лущеного шпона таким образом, чтобы слои одного шпона были расположены перпендикулярно к слоям предыдущего шпона. Фанера бывает 3-слойной (из трех листов шпона) и многослойной - 4 слоя и более.
В европейских странах сырьем для производства фанеры являются, главным образом, береза, бук, ольха и сосна. В Канаде - дугласова пихта, в Бразилии - сосна Парана (см.).
Виды фанеры:
1. Обычная клееная - для промышленного потребления, из березы, ольхи, сосны, пихты, бука.
2. Декоративная - для отделочных работ, верхний шпон которой обычно из ценных пород с красивой текстурой.
Основная спецификация фанеры, предлагаемая экспортерами на внешнем рынке.
СССР
Порода - береза
Толщина в мм: 3, 4, 5, 6, 8, 9, 12, 15, 18
Размер (формат) в мм: 1525 х 1525
        1475 х 1475
        1525 х 1270
        1270 х 1525
сорт: В, В/ВВ, ВВ, ВВ/С, ВВ/СР, С, СР.
Сортность определяется по количеству допускаемых дефектов на одной стороне листа. Сорт В - практически без каких-либо дефектов, допускается лишь несколько здоровых сросшихся сучков диаметром до 8 мм, иногда незначительные коричневые прожилки и полоски, свилеватость. Используется в натуральном виде в мебельном производстве и др. отраслях.
ВВ - допускает починку поверхности листа. Сучки и другие открытые дефекты заделываются соответствующими вставками из шпона. Предназначается для фанеровки, покрытия другими отделочными материалами или красками. Используется в натуральном виде для боковых и задних сторон мебели и для изготовления дна у различного типа ящиков.
СР - в этот сорт включены листы фанеры, отбракованные по незначительным техническим дефектам от сорта ВВ. Поверхность листа шлифована. Гарантируется хорошая склейка. Предназначен для специальной упаковки, производства ящиков и других целей, где внешний вид поверхности листа не играет роли.
С - допускает все производственные дефекты. Сучки допускаются в неограниченном количестве, гарантируется только хорошая склейка. Низкая стоимость дает преимущество при использовании этого сорта во многих случаях, где используется фанера, в основном в упаковочной промышленности.
Финляндия
Порода - береза
Толщина в мм: 3, 4, 5, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24
Размер (формат) в мм: 1525 х 3050
          1220х2440
          1829х1220
Сорт: В/ВВ, ВВ, BB/WG, S/WG, WG
где: S - sanded - шлифованная
WG - well glued - хорошо склеенная
Канада
Порода - дугласова пихта
Толщина в мм: 6,5; 8; 9,5; 12,5; 16; 19; 22; 25,5; 28,5; 32
Размер (формат) в мм: 2440 х 1220
          2440х1200
          3048х1524
Сортность: G/S - хорошая одна сторона
     G2S - хорошие две стороны
     Good/Solid - хорошая одна сторона (прочная другая)
     S2S - прочные две стороны в пропорции шлифованная и нешлифованная 50/50 соответственно.
Фанера отгружается в пачках, увязанных металлической лентой. На пачки наносится маркировка краской: поставщик, формат фанеры, толщина, количество листов в пачке, номер коносамента или индекс покупателя.
Фанера водоупорная - Waterproof plywood
Водоупорная фанера, для склейки которой были применены специальные синтетические клей, противостоящие климатическим изменениям, воздействию микроорганизмов, горячего пара и даже кипящей воды. Водоупорная фанера применяется для внешних строительных работ. Толщина и формат данной фанеры те же, что и обычной клееной фанеры, предлагаемой на экспорт (см. фанера).
Фанера нестандартных размеров - Press size
Нестандартный размер (формат) фанеры. При производстве фанеры после того, как лист выйдет из-под пресса, он обрезается с четырех сторон таким образом, чтобы получить максимальный спецификационный размер возможно высшего сорта.
Нестандартный, не спецификационный размер листа получается при обрезке листа после пресса до размера меньше стандартного, вследствие вырезки имеющихся в листе недопустимых пороков древесины и дефектов производства.
Франко-судно - Ex ship (contract)
Франко-судно - контракт на продажу импортером товара, купленного им на условиях СИФ или ФОБ другому импортеру или потребителю.
С момента заключения сделки о перепродаже все права, обязанности и риски по первоначальному контракту переходят к лицу, перекупившему товар.
Обязанности продавца:
1. Доставить товар, указанный в контракте до релингов (поручней) судна;
2. Оплатить морской фрахт, демередж и мертвый фрахт, очистить товар от таможенных пошлин и прочих сборов. Обязанности покупателя:
1. Обеспечить подачу транспортных средств (лихтера, вагоны, автотранспорт и пр.) для обеспечения нормальной выгрузки товара с судна. Все расходы, возникшие в случае несвоевременной подачи транспорта, несет покупатель;
2. Оплатить товар согласно условиям основного контракта.
Франко-причал - Ex quay
Франко-причал; с причала.
Данный термин относится больше к дальнейшей перепродаже импортерами товара после его выгрузки с судна на причал и оплаты всех расходов по транспортировке и выгрузке, а также уплаты таможенных и других сборов в порту выгрузки.
Перепродажа с причала выгруженного товара производится либо полными коносаментными партиями, либо частями.
Финские правила сортировки (браковки) - Finnish grading rules
Финские правила сортировки.
Финские правила сортировки экспортных пиломатериалов, опубликованные в 1960 г., являются переработанным и дополненным изданием финских правил сортировки экспортных пиломатериалов 1936 года. Последние правила сортировки были разработаны при совместном участии Ассоциации финских лесозаводчиков.
Государственного института технических достижений, а также Ассоциацией шведских лесоэкспортеров и Шведского Комитета стандартов.
Данные правила сортировки экспортных пиломатериалов одинаково действуют как в Финляндии, так и в Швеции. Согласно этим правилам, пиломатериалы сортируются на:
бессортные (б/с), содержащие I-IV сорта
пятый сорт (V)
шестой сорт (VI)
шаалбордсы - доски толщиной 16-25 мм (5/8"-I")
шириной 75-125 мм (3"-5")
качество то же, что и для пиломатериалов VI сорта
халверна - доски толщиной 16-25 мм (5/8"-I")
шириной 100 мм и шире (4" и шире)
качество соответствует бессортным (I-IV)
Дефекты (пороки) в пиломатериалах в соответствии с правилами разделяются на следующие группы:
1. Пороки качества:
а) структурные, появляющиеся в результате естественного роста дерева, такие как: сучки, смоляные кармашки, прорость, крень, косослой, завиток, разные гнили;
б) производственные: обзол, неправильный размер, мшистость, глубокие риски;
в) трещины: метик, отлуп, сердцовые трещины, трещины усушки;
г) деформация: кривизна по пласти, кривизна по кромке, винтообразная покоробленность, покоробленность поперечная.
2. Дефекты состояния:
а) влажность (содержание повышенного процента влажности);
б) синева бревенная, синева складская;
в) обесцвеченность; чрезмерное заветривание пиломатериалов и их загрязнение.
Франшиза - Franchise
Франшиза - условие в страховом полисе (см.), освобождающее страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенного размера. Франшиза может быть выражена в виде процента от страховой суммы или в виде определенной суммы.
Франшиза может быть условной или безусловной. При условной франшизе страховщик освобождается от ответственности за убыток, если он не достиг суммы франшизы, и должен возместить убыток полностью, если сумма его превышает франшизу. При безусловной франшизе убыток возмещается за вычетом франшизы. В страховых полисах для условной франшизы применяется следующая формулировка: "Свободно от ... % повреждения".
Фанерный кряж - Pleelar log
Фрезерно-пильная распиловка - Chip-n-saw
Фрезерно-пильная распиловка - сочетание использования фрез и пил в одном агрегате при распиловке бревна на заданные сечения пиломатериалов.
Фрахтовый ордер - Chartering order
Фрахтовой ордер - поручение фрахтователя своему агенту о заключении договора морской перевозки (см.). Фрахтовый ордер обычно включает следующие данные: наименование и количество товара, порты погрузки и выгрузки, срок отгрузки, нормы погрузки-выгрузки за рабочий день, размер демереджа (см.) и диспача (см.), указание о том, за чей счет должны производиться погрузочно-разгрузочные и стивидорные работы, предполагаемая типовая форма договора морской перевозки, по которой должно осуществляться фрахтование.
Фрахтовый ордер - Chartering order
Фрахтовой ордер - поручение фрахтователя своему агенту о заключении договора морской перевозки (см.). Фрахтовый ордер обычно включает следующие данные: наименование и количество товара, порты погрузки и выгрузки, срок отгрузки, нормы погрузки-выгрузки за рабочий день, размер демереджа (см.) и диспача (см.), указание о том, за чей счет должны производиться погрузочно-разгрузочные и стивидорные работы, предполагаемая типовая форма договора морской перевозки, по которой должно осуществляться фрахтование.
Федерация лесной торговли Великобритании - Timber Trade Federation of the United Kingdom
Федерация лесной торговли Великобритании - организация, занимающаяся коммерческими и экономическими вопросами торговли лесом, главным образом, связанными с импортом лесоматериалов. Федерация была создана в 1892 г. В ее состав входят брокеры, лесоимпортеры и лесоторговцы. Сфера деятельности Федерации:
а) защищать, продвигать и развивать общие интересы лесной торговли Великобритании;
б) собирать и распространять статистические и другие данные;
в) поддерживать развитие лесопромышленного производства, развивать техническое обучение;
г) продвигать, поддерживать или защищать законодательным путем вопросы, касающиеся интересов лесной торговли. В составе Федерации имеются следующие секции: секция лесоимпортеров мягких пород, фанеры, лесоматериалов твердых пород, шпал и телеграфных столбов; секция древесных и волокнистых плит; секция лесоторговцев; секция брокеров по хвойным лесоматериалам, твердым породам, пропсам, фанере, шпалам и телеграфным столбам, а также секция по плитам. Общее руководство осуществляется через образованные комитеты секций.
Закупки и продажи лесоматериалов производятся через брокеров соответствующих секций. Однако за последнее время имеются случаи торговли непосредственно между импортерами и лесоэкспортерами.
Фрахтовые единицы мер - Freight units
Фрахтовые единицы мер.
а) При фрахтовании тоннажа для перевозки груза, измеряемого в весовых единицах, в чартере в зависимости от условий контракта и судовладельца, на судне которого предполагается осуществить перевозки, указывается различная мера:
короткая, малая тонна =2000 фунтов =907,18 кг
длинная, большая тонна=2240 фунтам=1016,06 кг
метрическая тонна = 1000 кг.
При фрахтовании тоннажа для груза, измеряемого в объемных единицах, применяются:
обмерная метрическая тонна, кубический метр =35,3 куб. фута
обмерная английская тонна =40 куб. футам
стандарт =165 куб. футам =4,672 м3
кубический метр= 1000 кг.
Фрахт уплачивается:
а) при перевозке генеральных грузов либо за "фрахтовую тонну" (из расчета объема грузовых помещений 40 куб. ф.=1 т, либо за "грузовую тонну", т. е. за количество груза в тоннах, фактически погруженного на судно согласно отгрузочным документам; б) при перевозке лесоматериалов за объемную единицу: кубометр, стандарт, англ. куб. сажень (акс) и т. д.
Фрахтовщик - Carrier; Shipowner
Фрахтовщик - сторона в договоре морской перевозки (см.), принявшая на себя обязательство перевезти груз из одного места в другое морским путем за установленное вознаграждение (по рейсовому договору морской перевозки) или предоставить за вознаграждение принадлежащее ей судно другой стороне на определенный срок для перевозки грузов или пассажиров или для иных целей (по договору морской перевозки на срок - тайм-чартер [см.]).
Фрахтовщик, как сторона в рейсовом договоре морской перевозки, чаще называется перевозчиком.
Формальное уведомление, извещение о претензии - Formal notice of claim
Формальное уведомление о намерении покупателя предъявить претензию. Формальное уведомление не имеет действительной ценности, если за ним не последуют обоснованные подробности претензии покупателя. В этом случае оно просто является своего рода предупреждением продавца о том, что при выполнении контрактных обязательств имели место те или иные нарушения.
Фрахтование судна на последовательные рейсы - Consecutive voyage charter
Фрахтование судна на последовательные рейсы между двумя портами. Фактически это фрахтование судна на время (тайм-чартер), в течение которого оно должно сделать возможно максимальное количество рейсов за период, на который оно зафрахтовано. При фрахтовании тоннажа на последовательные рейсы обычно фиксируется дата прибытия судна в порт погрузки, в дальнейшем рейсы выполняются в зависимости от времени нахождения судна под погрузкой и выгрузкой.
В настоящее время в практике международной торговли при фрахтовании на последовательные рейсы заметно некоторое отклонение от рейсов "между двумя портами" и фрахтователи посылают судно из одного порта погрузки в различные близлежащие порты выгрузки. Фрахтовые ставки при фрахтовании судна на последовательные рейсы могут базироваться на двух принципах:
а) за единицу перевозимого груза (кубометр или тонна) в зависимости от композиции груза, например, при перевозке пиломатериалов одна ставка за толстые и другая за тонкие, либо одна общая ставка, но с указанием определенной пропорции тонких и толстых пиломатериалов.
В чартере обязательно указывается количество груза, подлежащее перевозке и грузовместимость судна для данного вида товара;
б) твердая сумма фрахта (вне зависимости от того, сколько фактически погружено на судно), покрывающая данный рейс. В этом случае твердо оговаривается количество, которое судно должно взять на борт. В первом случае, когда ставка фрахта установлена за единицу перевозимого груза, фрахтователь находится в более безопасном положении. Он оплачивает фрахт только за количество перевезенного груза (имеется в виду, что не было мертвого фрахта). Во втором случае, т. е. при оплате твердой суммы фрахта, очень часто случается, что судно оказывается не в состоянии взять на борт все ожидаемое количество. Это часто случается, когда зафрахтованное судно не занимается частыми перевозками данного вида товара. При перевозках лесных грузов, и, в частности, пиломатериалов, зачастую трудно доказать вину судовладельцев, т. к. они могут сослаться на то, что товар был недостаточно выдержан и оказался значительно тяжелее, чем предполагалось при согласовании суммы фрахта; судно взяло на борт меньше груза, хотя осадка его была полной. В конечном итоге оказывается, что фрахтователь уплатил значительно большую сумму фрахта, чем это могло бы быть в первом случае.
Фрахтователь - Charterer
Фрахтователь - сторона в договоре морской перевозки (см.), на обязанности которой лежит предоставление обусловленного груза и уплата установленного вознаграждения (по рейсовому договору морской перевозки) или принятие судна, предоставленного другой стороной на определенный срок, эксплуатация этого судна в соответствии с условиями договора, уплата установленного вознаграждения и обратная сдача судна по истечении договорного срока (по договору морской перевозки на срок - тайм-чартер [см.]).