М

Метик - Heart shake
Метик - трещина, проходящая через середину ствола в радиальном направлении, но до периферии ствола не доходящая. Метик идет по длине ствола вверх от комля иногда до живых сучьев. В круглом сортименте наблюдается на торце, особенно на комлевом, а в пиломатериалах на пластях и кромках, в зависимости от распила и толщины ширины сортимента. Метики встречаются на всех породах:
простой метик - одна или две трещины на торце, расположенные по одному диаметру;
крестовый метик - две или несколько трещин на торце, расположенных под углом друг к другу;
согласный метик - трещина, идущая по стволу, остающаяся в одной вертикальной плоскости;
несогласный метик - трещина, идущая винтообразно, так что на верхнем торце сортимента ее направление иное, чем на нижнем.
Метик в значительной мере влияет на прочность сортимента, а следовательно, и на его сортность.
Малая, короткая тонна - Short ton
Короткая, малая тонна =2000 фунтов =907,18 кг (см. фрахтовые единицы мер).
Машина по укладке пиломатериалов на прокладки - Sticking machine
Машина для укладки пиломатериалов на прокладки. На современных лесопильных предприятиях широко применяется для укладки пиломатериалов при формировании специальных реечных пакетов, направляемых в камеры искусственной сушки (см.).
Мокрый, подмоченный лес (пиломатери алы) - Wet timber
Мокрый, подмоченный товар, лес (в отличие от сырого и невыдержанного (см.).
Морская миля - Nautical mile
Морская миля = 1854 м.
Мертвый фрахт - Dead freight
Мертвый фрахт - блага, получаемая судовладельцем с фрахтователя за частичное или полное не использование грузоподъемности или грузовместимости судна, предоставленного судовладельцем в соответствии с чартер-партией. Другими словами, это фрахт, подлежащий уплате за количество груза, который должен был быть перевезен на данном судне согласно чартеру, но фактически не был погружен на борт судна.
Как правило, капитан судна перед началом погрузки заявляет максимальное количество груза, которое он может принять на борт. Количество груза, заявленного капитаном, не должно превышать количества по чартеру с учетом плюсового марджина.
В скандинавских контрактах "Альбион, 1964" и "Юниформ, 1964", а также советских контрактах СИФ на лесоматериалы зафиксировано:
"Продавцы гарантируют оплату мертвого фрахта, имевшего место в порту погрузки по их вине. Если покупателю или владельцам коносаментов будет предъявлено требование об уплате сумм за мертвый фрахт.... покупатели должны немедленно в письменной форме поставить в известность об этих претензиях продавцов или их агентов. Продавцы обязаны в течение 10 дней со дня получения такого уведомления либо уплатить по предъявленному требованию, либо возместить покупателям ту сумму, которая может быть присуждена судом судовладельцам".
Морской протест, судовой протест - Captain's protest; Ship's protest
Морской протест - заявление капитана судна о наличии общей или частной аварии (см.) или о предполагаемой частной аварии, а также о происшедшем столкновении судов. Такое заявление делается учреждению или официальному лицу, которым по закону соответствующей страны, где приносится протест, предоставлено право составления актов о морском протесте.
На основании этого заявления капитана, данных судового журнала, опроса самого капитана и других лиц судового экипажа составляется акт о морском протесте.
Такой акт является одним из доказательств при разрешении впоследствии (судом, арбитражем или диспашером) вопроса о характере аварии, об ответственности за происшедшие убытки и пр. В СССР, согласно Кодексу торгового мореплавания, акт о морском протесте составляется в нотариальных конторах.
При условии взаимности принятие заявлений об аварии от капитанов иностранных судов и составление актов о морском протесте могут производиться консульскими представителями соответствующих иностранных государств на территории СССР.
За границей составление актов о морском протесте по заявлениям капитанов советских судов входит в обязанности консулов СССР.
Мертвая древесина - Dead timber
Мертвая древесина; срубленное дерево.
Морские опасности, риски - Maritime perils; Perils of the sea
Морские риски. К данным рискам относятся риски, явившиеся результатом сильного шторма, столкновения, посадки на мель, пожара, военных рисков, пиратства, захвата, т. е. те риски, которые перевозчик не мог предотвратить или предугадать. Все упомянутые риски могут быть покрыты морским страхованием в каждом отдельном случае при определенной договоренности между сторонами.
Риски от повреждений или гибели вследствие шторма, столкновения, пожара и посадки на мель покрываются обычным страхованием (см. морское страхование).
Морское страхование - Marine Insurance
Морское страхование - контракт (см. страховой полис), по которому страховая компания (страховщик) за определенное вознаграждение (страховая премия) принимает на себя обязательство возместить другой стороне (страхователю) убытки, могущие возникнуть вследствие рисков морских опасностей. По данному страхованию страхователь может получить от страховщика сумму (страховая сумма) только по фактически понесенным убыткам.
Страховым интересом по морскому страхованию являются: судно, груз, фрахт или аванс фрахта.
Для судовладельца страховым интересом является судно.
Для покупателя - груз, фрахт и предполагаемый процент прибыли (обычно стоимость товара ФОБ+10%). При продажах на условиях СИФ страхование груза производит продавец от имени и по поручению покупателя; на условиях ФОБ - страхование груза лежит на обязанности покупателя.
Риск гибели или повреждение груза с момента погрузки его на судно переходит на покупателя.
Основными объектами страхования, покрываемыми Полисом морского страхования, являются убытки по "общей аварии" и "частной аварии" (см. авария). В контракте СИФ на продажу советских лесоматериалов в Великобританию например, говорится:
"Морское страхование груза и фрахтового аванса с добавлением 10% к сумме инвойса ФОБ должно быть произведено продавцами за счет покупателей в ... (вид валюты), прежде чем товар покинет порт отгрузки, у первоклассного страхового общества (если у иностранного страхового общества, то это должно быть обоюдно согласовано между покупателями и продавцами) согласно Ллойдовской форме полиса с оплатой в ... (место платежа)...
Продавцы обеспечат страхование товара против военных рисков (включая минные), а также рисков забастовок, бунтов и гражданских восстаний, в соответствии с условиями о военных рисках и рисках гражданского неповиновения, действующих на день отплытия судна, при условии, что в день отплытия судна всякая премия, превышающая5 "о относится за счет покупателей. В случае, если такое страхование не может быть произведено или, будучи произведенным, будет аннулировано, продавцы должны срочно уведомить об этом покупателей по телеграфу, и любая сторона будет вправе после этого аннулировать настоящий контракт". Примечание. В контракте СИФ на продажу пиломатериалов в Великобританию в настоящее время действует измененное условие страхования в части страховщика, где записано, что страхование отгруженного товара будет производиться в Черноморско-Балтийской страховой компании, г. Лондон. Все прочие условия остались те же. В большинстве случаев страхование лесных грузов производится от порта отгрузки до склада покупателя, т. е. включая убытки, могущие возникнуть вследствие повреждения или утери (всего или части) груза во время транспортировки от борта судна в порту выгрузки до склада покупателя. При продажах советских товаров страхование, как правило, производится в Ингос-страхе СССР или созданных им страховых компаниях за границей.
Морская арбитражная комиссия (МАК) - Maritime arbitration commission
Морская арбитражная комиссия (МАК) - постоянно действующая арбитражная организация, состоящая при Всесоюзной торгово-промышленной палате в Москве.
Правовое положение МАК, являющейся общественной организацией, определено постановлениями ВЦИК и СНК от 13 декабря 1930 г., от 8 января 1938 г. и от 7 мая 1936 г. Согласно этим законодательным актам в компетенцию МАК входит рассмотрение в порядке арбитражного разбирательства:
а) споров о вознаграждении за оказание помощи морскими судами друг другу, либо морским судном речному, или наоборот,
б) споров, вытекающих из столкновения морских судов, либо судов морского и речного флота, или же из причинения морскими судами повреждений портовым сооружениям,
в) споров, вытекающих из отношений по фрахтованию морских судов, агентскому их обслуживанию, по морской перевозке (по коносаменту), а также споров, вытекающих из отношений по морскому страхованию. МАК принимает к своему рассмотрению дела по письменному заявлению заинтересованной стороны при наличии между сторонами соглашения о передаче спора на арбитражное разбирательство в МАК. Такое соглашение может включаться в договор, из которого возник спор, или заключаться в форме отдельного соглашения, касающегося уже возникшего или могущего возникнуть в будущем спора (специальное соглашение, обмен письмами, оговорка в документах, относящихся к делу и т. д.).
Мертвый, несросшийся сучок - Dead knot
Несросшийся (мертвый) сучок - сучок, волокна которого не срослись с окружающей древесиной ствола дерева. К этой категории относятся сучки, образующие в древесине отверстия или гнилые участки, ослабляющие древесину, подобно отверстиям.
Разделяются на: выпадающие (твердые), рыхлые и табачные.
а) выпадающий твердый сучок встречается только в пиленых сортиментах и фанере. Имеет твердую древесину, но на всем своем протяжении не имеет непосредственной связи с окружающей древесиной и при высыхании последней может легко выпасть;
б) рыхлый сучок, окруженный здоровой древесиной, но сам находящийся в такой стадии гниения, при которой он еще сохранил свою форму, хотя древесина его полностью или частично утратила свою первоначальную структуру и в значительной степени размягчилась. В сучке часто наблюдаются участки ситовины или трухлявости;
в) табачный сучок, совершенно разложившийся и превратившийся в бурую коричневую или пеструю массу, распадающуюся в порошок при растирании пальцами или легко расщепляющуюся на волокна;
г) черный смолевой сучок, встречающийся только в хвойных породах; представляет собой черную смолистую массу, частично или полностью заменившую выгнивший сучок.
Упомянутые категории сучков являются основными сортоопределяюшими пороками почти во всех сортиментах и изделиях из древесины; нарушают однородность древесины и ее целостность, затрудняют обработку и в различной степени снижают механические свойства древесины.
Марджин; маржа - Margin
Марджин; маржа - допустимое согласованное между сторонами отклонение (±) от договорного количества товара, подлежащего поставке. В большинстве случаев это отклонение выражается в процентах. В контрактах при определении марджина часто пользуются термином "около ...%" или "в пределах ...%". В лесной торговле, как при продажах на условиях ФОБ, так и на условиях СИФ, право использования марджина предоставляется продавцам. При продажах лесных товаров применяется марджин ±10% (СССР, Швеция, Финляндия, Канада и др.).
Маркировка - Marking
Маркировка - наносимое на товаре или на упаковке каждого грузового места условное обозначение, предусмотренное обычаями торговли или контрактом. На экспортных пиломатериалах маркировка наносится на торце каждой доски с указанием сорта товара, индексов продавца и отправителя. Кроме того, если пиломатериалы отгружаются в пакетах, на каждом пакете наносится номер коносамента и порядковый номер пакета данного коносамента.
При отгрузках фанеры, стружечных, древесноволокнистых и твердых плит на каждом грузовом месте (пачке) наносится маркировка с указанием размера, качества (для фанеры), толщины, количества листов, номера коносамента и номера пачки, а также название продавца (при продажах из СССР - название внешнеторгового объединения).
Маркировка молотком (клеймо) - Hammer mark
Маркировка, нанесенная на товаре (пиломатериалы, бревна) путем клеймения молотком, на котором высечены определенный знак или марка.
Маркировка отправителя (продавца) - Shipping mark
Маркировка отправителя, клеймо, знак.
Экспортные лесоматериалы, такие например, как пиломатериалы и фанера, в зависимости от их качества, сортируются по сортам и соответственно маркируются:
1. Пиломатериалы - на торце каждой доски красной, несмывающейся краской, причем каждый порт отгрузки имеет свой отличительный знак. Маркировка сортности для всех портов стандартная.
Маркировка производится либо на торцовочно-маркировочных установках (ТМУ) после определения сортности, либо вручную - штампом (в местах, где нет ТМУ).
2. Фанера - на одной стороне листа (непосредственно на заводе) ставится штамп с указанием сортности листа, например: В, В/ВВ, С и т. д.
Меморандум; памятная записка - Memorandum
Меморандум - во внешнеторговой практике памятная записка, содержащая извещение по какому-либо вопросу, запись какого-либо обстоятельства или факта (переговоры о заключении сделок, заявленных претензиях и т. п.).
Миролюбивое, дружелюбное урегулирование; разрешение (спора) - Amicable settlement
Миролюбивое, дружелюбное разрешение, урегулирование (спора, претензии) - соглашение, договоренность, посредством которых две стороны устраняют существующие между ними спорные отношения. Разрешение спора миролюбивым путем обычно достигается путем взаимных уступок сторон в их требованиях, как в отношении спорной суммы, так и в отношении других обязательств.
Мореходность судна - Seaworthness of vessel
Мореходность судна - состояние судна, при котором оно является во всех отношениях пригодным для совершения предусмотренного рейса, т. е. судно должно быть не только в состоянии встретить разумно ожидаемые риски, но и быть таким, чтобы обеспечить перевозку и сохранность принятого на его борт груза. В чартере "Советвуд" говорится, что: "Названное судно, будучи водонепроницаемым, прочным и крепким и во всех отношениях пригодным к плаванию, проследует со всей возможной скоростью в ...". Кодексом торгового мореплавания на перевозчика возлагается обязанность заблаговременно до начала рейса привести судно в состояние, годное к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить припасами, а равно привести трюмы, кладовые и холодильники в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, сохранность и перевозку груза.
Мелкослойная древесина - Close textured timber (wood)
Крупнопористая, широкослойная древесина с более широким весенним слоем годового кольца. При тангенсальной распиловке такой древесины пласти и кромки пиломатериалов получаются более шероховатыми, чем при распиловке мелкослойной древесины.
Многопильный циркульный станок - Multiblade-circular-saw
Многопильный циркульный станок - предназначен в основном для распиловки тонкомерного пиловочного сырья (диаметром 10-18 см).
Максимальная, предельная осадка (судна) - Maximum draft
Максимальная (предельная) осадка. При фрахтовании судна на порты с небольшими глубинами или при намерении фрахтователей направить его к неглубоководному причалу в чартере указывается предельная осадка судна. В случае, если фактическая осадка окажется больше и вследствие этого потребуется лихтеровка, то расходы, связанные с лихтеровкой, относятся за счет судна.
Махогани - Mahogany
Махогани - относится к твердолиственным породам. Древесина твердая, с красивой текстурой желтого или красноватого оттенка в зависимости от места произрастания. Встречается этот вид породы в Центральной и Южной Африке, Южной и Центральной Америке, а также и в Австралии. Древесина имеет большое применение в мебельном производстве как в цельном виде, так и в виде шпона (ножевая фанера).